Матч в Казани между «Ак Барсом» и «Динамо» завершился победным голом в овертайме чешского форварда москвичей Павла Росы. Который оказался очень дорогим. После него разрыв между первой и второй строчками турнирной таблицы достиг 13 очков. А сам форвард укрепил свое лидерство в споре и снайперов, и бомбардиров чемпионата.
— Было очень приятно играть против столь сильной команды, в которой не один и даже не два хоккеиста, а чуть ли не десяток можно назвать суперзвездами, — сказал на следующий день после матча Роса. — Конечно, было видно, что многие из них еще не нашли общего языка с партнерами. Думаю, во многом из-за более четкого командного взаимодействия нам и удалось в итоге одержать победу — пусть и в дополнительной 5-минутке.
— Победный гол вы забивали в большинстве. Причем болельщики до сих пор спорят, было или нет в овертайме нарушение со стороны Ковальчука…
— Мой взгляд на данную ситуацию не может считаться объективным, ведь я играл против «Ак Барса», не правда ли? Думаю, нарушение было, и наказание за него последовало правильное. Ковальчук — безумно талантливый хоккеист, а настолько одаренные люди, как правило, очень эмоциональные. Для них не реализовать свой потенциал, то есть не забить — почти трагедия. Любая игра несет в себе элемент удачи, а в хоккее она подчас имеет громадное значение.
Ковальчук в поединке с нами действовал здорово, имел несколько возможностей поразить ворота, но удача от него явно отвернулась. Так что нарушение в овертайме было не столько игровым, сколько эмоциональным. И уж точно от переизбытка эмоций Ковальчук в придачу к малому заработал еще и большой штраф. Нам оставалось только этим воспользоваться.
— Но ведь помимо командного взаимодействия существует еще и индивидуальная приспособляемость к российскому чемпионату. Даже самый удачливый из всех наших «возвращенцев» — Андрей Коваленко, становившийся лучшим игроком два сезона подряд, — и тот привыкал к забытому турниру почти до Нового года. А вам удалось это сделать намного быстрее…
— Думаю, подобное произошло во многом потому, что мне в отличие от многих нынешних звезд суперлиги удалось пройти вместе с командой практически весь подготовительный этап. Для меня не имел значения локаут в НХЛ, мне не пришлось форсировать подготовку из-за Кубка мира. Потому к началу чемпионата я подошел в хорошей форме, полным сил и без травм. А вот многим ребятам сейчас приходится что-то наверстывать.
Наверное, самый подходящий пример — Павел Дацюк. У него наложилось все — и локаут, и Кубок мира, и травмы. Он в каждом матче выкладывается на сто процентов, но его нынешние сто процентов — совсем не возможный максимум Павла. Этот максимум Дацюк обязательно наберет, точно так же, как и Ковалев, и Хабибулин, и новые казанские канадцы. Вопрос заключается лишь во времени.
— Тяжело играть в России?
— Я не думал, что здесь так хорошо умеют обороняться. Для меня это стало, пожалуй, главным открытием в первых матчах. Столь здорово не защищаются даже в Финляндии, где я провел почти полтора сезона. Блестяще оберегать подступы к своим воротам умеют все команды — от лидеров до аутсайдеров, причем последние иногда делают это даже лучше.
Еще пришлось привыкать к новым трактовкам правил. Знаете, в суперлиге часто удаляют за то, что и в НХЛ, и в АХЛ, и даже в европейских чемпионатах считается нормальным, если хотите — рядовым игровым моментом. И в то же время нередко судьи здесь пропускают то, за что там наказание следует мгновенно.
Взять, к примеру, самый обсуждаемый эпизод с травмой магнитогорского защитника Гончара.
По меркам Северной Америки ситуация оценивается очень просто: руки у Овечкина находились внизу, а значит, никакого нарушения правил с его стороны не было. В итоге мнение российского арбитра совпало с мнением любого его заокеанского коллеги — но расхождения встречаются достаточно часто. Думаю, подобное не идет на пользу прежде всего российской сборной. Привыкнув к одной трактовке правил, для перестроения на другую требуется время и практика. Но, к примеру, на тех же этапах Евротура ни первого, ни второго, как правило, не хватает.
— Регулярный чемпионат дошел лишь до своей половины, а вы уже переиграли едва ли не со всеми динамовскими нападающими…
— Ну еще не со всеми, но если травматизм в команде будет столь же высок, а мне удастся избежать повреждений, то, пожалуй, смогу переиграть со всеми. Кстати, большое количество травм во всех командах лишний раз свидетельствует о том, что к чужим воротам просто так никому не подобраться. В том числе и мне — вот только удача в отличие, например, от Ковальчука, пока не изменяет.
— У вас была почти двухлетняя пауза в выступлениях за сборную. С чем она связана?
— Я играл в Америке, но большую часть времени провел не в основном клубе, а в фарм-команде. То есть был не «королем» из Лос-Анджелеса, а «монархом» из Манчестера. А тренеры сборной, конечно же, в первую очередь следят за теми хоккеистами, которые отмечаются результатами в НХЛ. Зато меня сразу заметили, едва я переехал в Россию, — наверное, потому, что Россия к Чехии ближе (смеется)! Думаю, на Кубке «Карьяла» я выглядел достаточно неплохо.
— А на Кубке РОСНО собираетесь выступать?
— Пока не знаю. Дело в том, что в нашей сборной существует целая программа, согласно которой на каждом этапе Евротура тренеры стараются просмотреть максимальное количество кандидатов. Конечно, хорошо было бы сыграть на теперь уже родном лужниковском льду — думаю, и сборная Чехии в этом случае приобрела бы дополнительных болельщиков из числа москвичей. Но все решают тренеры. Мне бы очень хотелось попасть на чемпионат мира. Ради этого я пожертвовал бы всеми этапами Евротура — честное слово!
— У вас возможна ситуация, при которой игроки любыми способами избегали бы вызова в национальную команду?
— Нет. А где тебя найдут зоркие глаза скаутов и представителей других команд? Я так думаю, что и в «Динамо» оказался во многом потому, что в декабре 2001 года на Малой спортивной арене Лужников забросил шайбу в ворота сборной России — той самой, которая позже стала серебряным призером мирового первенства. Нет, в Чехии, конечно, не исключены отказы хоккеистов, но только из-за травм или болезней.
P.S. Как это ни парадоксально, но российский чемпионат чаще поднимает до небес не слишком известных чехов, зато звездным дополнительного сияния почти никогда не придает. Ну в самом деле, кто в России до лета 2001 года слышал о Владимире Вуйтеке? А теперь о нем знают все. Зато светлой памяти Ивана Глинку знал и стар (со времен великого противостояния сборных СССР и ЧССР), и млад (после поражения от чехов в финале Олимпиады-98). Но сравниться с «неизвестным» Вуйтеком великий Глинка в России так и не сумел. Точно так же, как отмеченный всеми возможными титулами Павел Патера не смог в нашей стране приблизиться к результату скромного ярославца Яна Петерека, которого «Локомотиву» так сейчас не хватает.
Теперь в российском чемпионате играет самая главная чешская звезда — Яромир Ягр. Играет совсем недавно, демонстрируя замечательную результативность (4 очка за 5 матчей). Но первую строчку в списке и бомбардиров, и снайперов занимает другой чех — Павел Роса. До сентября неизвестный в России почти никому. За каждым матчем, каждым игровым эпизодом с участием Ягра наблюдают в лупу. А Роса забивает решающие шайбы и укрепляет лидерские позиции свои и своей команды.
Получается, что никто лучше России не зажигает новых чешских звезд. Неужели звезды старые и проверенные лишь подтвердят в нынешнем сезоне это правило?